Одной из важнейших составляющих ГБО 4 поколения являются газовые форсунки. По принципу работы газовые форсунки сходны бензиновым и отвечают за точное дозирование и подачу газового топлива во впускной коллектор. При конструктивной схожести бензиновых и газовых форсунок, их внутреннее устройство и параметры работы существенно различаются.
Среди основных параметров газовых форсунок стоит выделить линейность работы, время реакции (отклика) и производительность форсунки, которые влияют на стабильность и равномерность работы двигателя и расход топлива.
Основные отличия бензиновых и газовых форсунок
- Проходные сечения. Пропускная способность (сечение) газовой форсунки значительно (в десятки раз) больше бензиновой. Поскольку объем испаряемого в редукторе газа примерно в 200 раз превышает аналогичного значение для бензина.
- Электрическое сопротивление. В газовых форсунках сопротивление обмотки составляет 1-3 Ом, а в бензиновых 16-17 Ом. Из-за необходимости пропускать большие объемы топлива в единицу времени здесь используют иной алгоритм управления, который не дает газовой форсунке полностью закрываться. В то время, как бензиновая форсунка открывается периодической подачей импульсов в 12 Вт.
- Распыление. В газовых форсунках отсутствует необходимость в использовании сложных распылителей, т.к. топливо в них поступает после редуктора в испаренном состоянии. Используется обычный штуцер.
Характеристики форсунок для ГБО
- Линейность. Количество топлива, выдаваемого за единицу времени, должно быть постоянным не зависимо от продолжительности открытия форсунки. То есть, в идеале при открытии на 6 мс форсунка должна выдать в 2 раза больше газа, чем при открытии на 3 мс.
- Скорость реакции (отклика). Время от подачи импульса до физического открытия форсунки должно быть как можно меньшим.
- Равномерность. Форсунки должны выдавать одинаковый объем топлива для всех цилиндров. На практике же, возможны существенные различия в их производительности, особенно это касается недорогих моделей, что приводит к разбалансировке двигателя.
- Стабильность. Качественная форсунка должна сохранять свои размеры с допуском 5% как минимум 100 млн. циклов (около 100 тыс. км.). Также важна температурная стабильность.
Какие существуют виды форсунок?
Выделяют скоростные и не скоростные газовые форсунки. Скоростными являются форсунки, стабильная работа которых начинается с 2,2 мс. На нашем рынке популярностью пользуются форсунки BRC, Hana и Barracuda, они достаточно похожи между собой по техническим параметрам.
У не скоростных форсунок время открытия на холостом ходу должно быть не менее 3,7 мс, при этом оно не должно превышать время открытия бензиновой форсунки на холостом ходу более чем в 1,6 раза. Если разница во времени впрыска бензиновых и газовых форсунок будет больше, есть вероятность, что при максимальных нагрузках двигателя газовые форсунки полностью откроются, а их производительности все равно не будет хватать. К таким форсункам относятся модели форсунок Valtek, OMVL, Stag W-01 и прочие.
Со временем, либо в случае несвоевременного обслуживания газобаллонного оборудования, низкого качества газа (наличие в нем механических примесей, масел и смол) любые инжекторы могут частично забиваться, из-за чего меняется их производительность. Как следствие - резко возрастает расход газа и появляются симптомы неустойчивой работы двигателя (подергивание, троит). Продолжительная эксплуатация с неисправными либо сильно загрязненными газовыми форсунками ведет, как правило, к прогару выпускных клапанов.
По ремонтопригодности скоростные и не скоростные форсунки также отличаются. В более бюджетных не скоростных форсунках замене либо чистке подлежит внутренний шток- ремкомплект форсунок, после чего форсунки необходимо откалибровать и они станут как новые.
Форсунки типа BRC, Hana и Barracuda можно почистить только на специальном стенде, специальным составом. Если чистка не избавляет от проблем, такие форсунки заменяют на новые.
Основные неисправности, связанные с некорректной работой форсунок:
- повышенный расход топлива;
- нестабильная работа двигателя (троит, дёргается);
- ухудшение динамики разгона: слабая тяга, провалы при разгоне;
- проблема «холодного запуска»: не заводится пока не прогреется ДВС или заводится плохо, с 3-4 раза;
- авто не переключается на газ либо глохнет при переключении;
- наличие необычных шумов, «цоканья» или стука;
- появление ошибки «Check engine»;
- появление запаха газа (утечка) и пр.;
Основные причины проблем газовых форсунок автомобиля:
- Естественный износ внутренних элементов.
- Загрязнение и залипание форсунок.
- Некорректная работа вследствие сбоев при работе ЭБУ или отсутствие сигнала с блока управления на форсунки.
- Изначальная установка форсунок, несоответствующих характеристикам Вашего авто.
- Неверная настройка и калибровка форсунок.
- Неправильно подобрана длина шлангов газовых форсунок, присутствуют заломы. При разной длине шлангов или большей необходимой длины, или заломах шлангов, существует вероятность того, что при открытии газовых форсунок газ будет неравномерно попадать в цилиндры, это скажется на плохой работе автомобиля. Машина будет работать рывками или же заводиться не с первого раза.
Как определить, что форсунки пора обслуживать?
При загрязнении форсунки начинают работать неравномерно, меняется их производительность. Если возникла такая разбалансированность, проблемы не заставят себя долго ждать. При небольшой разнице в подаче газа между цилиндрами провоцируется неустойчивая работа мотора, слегка повышается расход газа.
- Первыми симптомами являются поддергивание при первом переходе на газ утром, которое будет постепенно пропадать по мере нагрева двигателя. Происходит это, когда форсунка залипает в открытом или закрытом положении, газ при этом поступает неравномерно, двигатель начинает сильно троить и дергаться. Отметим, что мороз эти симптомы усиливает.
- Загорается индикатор «Check engine» на панели
- Машина заводится не с первого раза и глохнет на холостых оборотах при работе на газу
Чистка форсунок ГБО 4 поколения в зависимости от их конструкции может производиться как в разобранном, так и в собранном виде. В обоих случаях наибольший эффект достигается при чистке в несколько этапов, включающих промывку специальной жидкостью и ультразвуковую чистку на специальном стенде. После чистки форсунки устанавливают обратно на автомобиль и проводят компьютерную настройку (с помощью специализированного программного обеспечения по марке ГБО).
Полный цикл очистки помогает выровнять производительность форсунок (Barracuda, Hana), а при регулярных чистках (каждые 50–60 тыс. км.) довести их ресурс до пробега более 300 тыс. км. Форсунки Valtek и им подобные требуют проверки производительности раз в 20–30 тыс. км.
Регулярная диагностика и чистка форсунок позволяет исключить необратимые процессы старения отложений в них, в результате которых они уже не удаляются. Но стоит помнить, что самостоятельная чистка форсунок недопустима, так как вы не сможете гарантировать качество очистки и равномерность работы инжекторов после установки.
Избежать загрязнения и возможный выход из строя газовых форсунок, поможет:
- во-первых, своевременное обслуживание ГБО;
- во-вторых, установка качественных эффективных фильтров жидкой и паровой фракции газа;
- в-третьих, осуществлять заправку газом преимущественно на проверенных сетевых газовых заправках, где более добросовестно относятся к обслуживанию заправочного оборудования, замене фильтров и т.д.